Здоровьесбережение на уроке

Здоровье сбережение

Здравствуйте, друзья.

           Хочу начать разговор о новых образовательных технологиях в образовательном процессе.Считаю, что в процессе обучения детей на первом месте должны быть здоровьесберегающие технологии,так как они обеспечивают безопасное эмоциональное, физическое, интеллектуальное, личностное, духовно-нравственное развитие учащихся и являются предпосылками здорового образа жизни.

К здоровьесберегающим технологиям относятся:

1 Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
2 Технология уровневой дифференциации обучения.
3 Технология психологического сопровождения.
4 Пропаганда здорового образа жизни.
Сегодня поговорим об уроке. Что необходимо помнить педагогам, если рассматривать урок с позиции здоровьесбережения?
Во- первых, поддерживать гигиенические условия в классе (кабинете): чистоту, температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т.п. Это – необходимое условие, так как утомляемость школьников и риск аллергических заболеваний в немалой степени зависят от соблюдения этих простых требований.
Во- вторых, создавать благоприятный психологический климат на уроке. Учитель как эмоциональная личность может сделать урок полноценным благодаря своей улыбки, уместным остроумным шуткам, использованию поговорок, афоризмов, музыкальных минуток и т.д. С уверенностью можно сказать, что положительные эмоции, которые получают и школьники, и сам учитель, оказывают позитивное воздействие на здоровье и влияют на успешность проведения урока в целом.
В третьих, проводить физкультминутки и динамические паузы, которые являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма — на 15-20 минутах урока по 1 минуте из Зх легких упражнений с 3-4 повторениями каждого). Также важно поддерживать эмоциональный климат во время выполнения упражнений и желание школьников выполнять их.
В – четвертых, поддерживать у учащихся мотивацию к учебной деятельности на уроке: пробуждать стремление больше узнать, испытать радость от активности, проявить интерес к изучаемому материалу и т.п. Для повышения уровня этой мотивации учитель может использовать методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Это методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.); методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки, взаимооценки и др.
Здоровьесбережение включает в себя и такие вопросы как:
1 Количество видов учебной деятельности, используемых учителем.
Нормой считается 4-7 видов за урок. К их числу относятся: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, выполнение упражнений, практические занятия и т.д.
Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости. Ориентировочная продолжительность различных видов учебной деятельности 7- 10 минут.
2 Число использованных учителем методов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. Норма — не менее трех за урок. Чередование видов преподавания — не позже, чем через 10-15 минут.
3 Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены. Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере.
4 Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.
5 Темп и особенности окончания урока. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.
Показателем эффективности проведенного урока можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока. Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
Вот такой краткий обзор урока с точки зрения здоровьесбережения.
На моем блоге в рубрике «Опыт работы» вы можете познакомиться с формами работы, которые я использую на своих уроках по данной технологии.

Желаю творческих успехов!

До следующей встречи.

С уважением,

Галина Алексеева.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *